Назначение
системы «Контур Стандарт»
Система «Контур
Стандарт» входит в состав Аналитической платформы Контур (АПК), которую
разрабатывает компания Intersoft Lab. Аналитическая
платформа Контур предназначена для анализа финансовой, статистической и другой
бизнес-информации и выпуска отчетов.
Системы Контур используют
современную технологию оперативной аналитической обработки бизнес-данных OLAP
(On-line Analytical Processing). На сегодняшний день OLAP – это самый мощный
вид табличного генератора отчетов. Системы Контур позволяют получать произвольные
экранные отчеты для интерактивного анализа и распечатывать отчеты на бумаге.
«Контур Стандарт» предлагается промышленным и торговым предприятиям, банкам и др.
организациям в качестве средства анализа корпоративных данных и подготовки
отчетов. Систему можно использовать для анализа в различных
предметных областях: управление снабжением по данным ERP-системы, анализ продаж
по данным CRM-системы, финансовый анализ по показателям обязательной отчетности
и т.д.:
• руководители смогут
оперативно получать интересующие показатели.
• менеджеры отделов
продаж и закупок – контролировать динамику продаж, текущее состояние счетов
клиента и складских запасов.
• специалисты службы
маркетинга – решать такие задачи как сегментирование клиентской базы, анализ спроса,
оценка потребительского интереса по данным о посещаемости сайта компании
(click-stream анализ).
• аналитики –
реализовать индивидуальную модель оценки различных аспектов деятельности
организации, и пр.
«Контур
Стандарт» можно эксплуатировать практически
в любой сфере, где требуется анализировать числовые данные и получать множество
представлений одного набора данных в разных отчетах. Инструменты OLAP-анализа
позволяют огромные массивы деловой информации показать в аналитических отчетах
в виде наглядной картины состояния бизнеса. Разнообразные графики и диаграммы
помогут сравнивать показатели, видеть их динамику и пр.
Принципы
работы системы «Контур Стандарт»
Система «Контур Стандарт» – инструмент анализа данных различных
информационных систем и генерации отчетов. Обеспечивает доступ к локальным
таблицам и популярным СУБД, позволяет выполнять запросы к БД и выпускать отчеты
с интересующими показателями.
«Контур Стандарт» относится к классу OLAP-клиентов со встроенной
OLAP-машиной. То есть система не хранит данные, а обращается с запросами к
имеющимся источникам данных, выполняет
промежуточные вычисления в памяти клиентского компьютера и отображает
полученные результаты в OLAP-интерфейсах.
С помощью
«Контур Стандарт» можно анализировать данные информационных систем, как в
режиме реального времени, так и в off-line режиме. Для этого OLAP-система
«Контур Стандарт» поддерживает две модели доступа к данным: ROLAP (Relational
OLAP) и MOLAP (Multidimensional OLAP).
1.
ROLAP. Программа обеспечивает прямой доступ к реляционным БД. «Контур
Стандарт» в режиме on-line обращается к БД, получает плоские выборки,
преобразует их в многомерное представление и отображает данные в аналитических
интерфейсах. Описание источников данных, запросов и пользовательских
интерфейсов сохраняются в файле OLAP-приложения.
ROLAP-архитектура
используется для анализа корпоративных данных в режиме реального времени.
Например, on-line анализ требуется для управления риском ликвидности, когда
есть необходимость постоянно получать актуальную информацию.
2.
MOLAP. «Контур Стандарт» позволяет сохранять данные, полученные из
реляционной БД, в многомерную локальную базу данных и предоставляет интерфейс
для их просмотра. В терминах АПК файл, который содержит локальную базу данных и
OLAP-интерфейс для работы с ней, называется микрокубом. MOLAP-технология
значительно ускоряет процесс получения аналитических показателей. При этом
работа ведется в режиме off-line от корпоративных БД.
MOLAP-архитектура
используется для информационной поддержки удаленных пользователей, например,
для обмена данными с филиалами или для размещения информации на Web-сайтах, а
также для организации работы с популярными запросами к корпоративным БД.
Работа в ROLAP-архитектуре
Создание
OLAP-приложения в «Контур Стандарт» заключается в последовательном описании
трех взаимосвязанных слоев: слоя источников данных, слоя бизнес-объектов и слоя
интерфейса (см. Рис. 1):
1. Описание источников данных – это создание «словаря», в
котором в терминах предметной области описывается физическая структура хранения
данных для анализа: таблицы и их поля.
Например,
описание физической таблицы Product с полями ID и Name хранится
в словаре как источник Продукты с полями Код и Товар, а
таблицы Deal с полями Product ID, Date и Amount – как
источник данных Сделки с полями Код продукта, Дата и Сумма.
2. Создание бизнес-объектов (запросов) – это описание
произвольных SQL-запросов к источникам данных. Оно выполняется без
программирования путем выбора полей для отображения, связывания таблиц по
ключевым полям, установки условий фильтрации данных и т.д.
Так, например, при описании бизнес-объекта Продажи из
списка полей источников данных Продукты и Сделки для отображения
выбираются поля Товар, Дата и Сумма, а сами таблицы связываются
по ключу Код продукта.
Рис. 1. Архитектура OLAP-приложения
3. Описание пользовательских интерфейсов (отчетов) – это
первоначальная настройка аналитических отчетов, которая выполняется на
основании запросов. Она заключается в определении состава запрашиваемых из
источника данных полей для анализа, их расположения в отчете и алгоритмов
работы с данными. Например, при создании OLAP-таблицы «Отчет о продажах» строками
назначаются Товары, колонками Даты, а значениями на пересечениях
строк и колонок – Суммы продаж.
Все настройки сохраняются в файле OLAP-приложения, который можно использовать в других копиях и редакциях программы.
Работа в
MOLAP-архитектуре
OLAP-отчет можно
сохранить в микрокуб для работы в off-line режиме и передачи
удаленным пользователям. «Контур Стандарт» позволяет сохранять в микрокубах
единичные отчеты.
Для массового производства микрокубов и работы с ними
предназначены специализированные системы Аналитической платформы Контур:
«Контур Дизайнер кубов», «Контур Генератор кубов» и «Контур OLAPBrowser».
Базовые понятия
Работа с системой «Контур Стандарт» организуется в два этапа:
1.
Создание OLAP-приложения – пакета аналитических отчетов для конечного
пользователя: руководителя, аналитика, маркетолога и т.д. Для этого
используется система «Контур Стандарт» в редакции «Дизайнер».
2.
Анализ и выпуск отчетов с помощью готового OLAP-приложения. Для этого может
применяться система «Контур Стандарт» в редакциях «Дизайнер», «Аналитик»,
«Обозреватель» или «Инспектор».
OLAP-приложение (файл формата *.caf) – отдельный программный ресурс (репозиторий метаданных), в котором хранятся настройки источников данных, запросов к источникам данных и аналитические отчеты. Создание OLAP-приложения состоит в последовательном описании этих настроек.
Источники данных – локальные таблицы и
реляционные БД автоматизированных систем, в которых хранятся корпоративные
данные для анализа (таблицы MS Excel, БД бухгалтерских или ERP-систем, Хранилищ
данных и т.д.). «Контур Стандарт» поддерживает прямой доступ к локальным
таблицам (Dbase и Paradox) и к таблицам и хранимым процедурам реляционных СУБД
(MS SQL, Oracle, Sybase, MS Access и т.д.).
Запросы – SQL-запросы к
источникам данных, описываемые в системе на уровне правил объединения таблиц
источников данных по ключевым полям, условия фильтрации данных и набора возвращаемых
полей. Результатом выполнения запроса является плоская выборка данных,
отображаемая в отчетах.
Отчеты – пользовательские
интерфейсы для анализа данных. В «Контур Стандарт» можно создать 4 вида
отчетов:
• Таблица.
• Тренд.
• Кластерный анализ.
• OLAP-отчет.
Все пользовательские отчеты могут быть проиллюстрированы графиками, распечатаны, выгружены в офисные приложения (MS Excel, MS Word, html-формат) или сохранены в csv-формате.
Таблицы – плоские списочные
отчеты, сопровождаемые графиками. Пользователь может быстро перерисовывать
графики, фильтруя значения измерений и управляя фактами и измерениями по осям.
Это позволяет оперативно менять «точку зрения» на анализируемые данные в
поисках зависимостей и тенденций.
Тренды – отчеты, отражающие
изменение показателей во времени и динамику этих изменений. Особенно эффективно
использование трендов для изучения сезонных колебаний и прогнозирования
тенденций.
Кластерный анализ – интерфейс,
позволяющий объединять объекты в группы (кластеры) по заданным признакам,
сравнивать группы, выявлять среди них крупные (наиболее влиятельные) и мелкие
(наименее влиятельные). Этот интерфейс полезен, например, при создании
приложений для маркетингового анализа.
OLAP-отчеты
– управляемые динамические OLAP-таблицы, которые сопровождаются
синхронной диаграммой (графиком). OLAP-отчет может содержать данные, полученные
по запросу как из БД, так и из локального микрокуба (см. Рис. 2).
OLAP-таблица
– таблица, автоматически суммирующая данные (факты) в различных разрезах
(измерениях) и позволяющая интерактивно управлять вычислениями и формой отчета.
Измерения отображаются в названиях строк и столбцов таблицы, соответствующие им
факты и итоги (агрегированные факты) – в ячейках таблицы. Колонки и строки
являются инструментами управления таблицей. Пользователь может перемещать их,
фильтровать, сортировать, детализировать/обобщать и выполнять другие
OLAP-операции. При этом таблица автоматически вычисляет новые итоги (агрегаты).
Управляя OLAP-таблицей, можно из одного набора данных сформировать множество
отчетов.
В OLAP-таблице можно
условно выделить несколько рабочих областей:
Область
активных измерений – строки и столбцы OLAP-таблицы.
Область
неактивных измерений (фильтры) – область, содержащая измерения, не отображенные в
OLAP-таблице, но влияющие на представленные в ней данные.
Область
фактов – таблица с числовыми данными, над которыми выполняются
вычисления.
Диаграмма – синхронное с
OLAP-таблицей графическое представление данных. Диаграмма строится по
расположенным в крайнем левом положении элементам динамической таблицы, то есть
по крайне левому измерению-строке, измерению-колонке и фактам (крайне левому
или по всем). Чтобы изменить измерение (строку или колонку), по которому
строится диаграмма, надо переместить ее в крайне левое положение в таблице. Изменить порядок отображения фактов
можно с помощью специального фильтра.
Данные, отображаемые в OLAP-отчете, можно сохранить в Микрокуб.
Микрокуб (файл формата *.cube)
– это локальная многомерная база данных, которая содержит данные, выгруженные
из реляционных источников, и описание их представления в OLAP-отчетах
(метаданные). При помещении в микрокуб объем исходной информации сжимается в
десятки раз. Компактный размер позволяет передавать микрокубы по
Интернет-протоколам и пересылать по электронной почте. В микрокубы можно
поместить информацию для различных специалистов и подразделений, отраслевые
показатели, аналитические обзоры и рейтинги и т.д. Фактически, микрокуб – это
мобильный контейнер аналитических отчетов и данных для анализа.
Стандартный алгоритм работы
с системой «Контур Стандарт»
1. Создание нового OLAP-приложения:
• Создание файла OLAP-приложения.
• Описание источников данных.
• Построение запросов к данным.
• Настройка пользовательских отчетов.
2. Анализ данных и выпуск отчетов.