Воскресенье, 06.07.2025, 15:43
Элективный курс "Разработка баз данных для информационно-аналитических систем"
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Поурочное планирование Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените элективный курс
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поурочное планирование элективного курса 

Урок 1. Информационно-аналитические системы: понятие, классификация, функции и сферы применения. 
Тип урока: Урок усвоения новых знаний. 
Цель: Изучение общих сведений по информационно-аналитическим системам. 
Задачи: 
1. Дать понятие информационно-аналитическим системам; 
2. Изучить классификацию информационно-аналитических систем; 
3. Изучить функции информационно-аналитических систем; 
4. Дать представление об областях применения информационно-аналитических систем. 
Планируемые результаты обучения. 
Учащиеся должны: 
Знать: 
• понятие «информационно-аналитические системы»; 
• классификацию информационно-аналитических систем; 
• функции информационно-аналитических систем. 
Понимать: 
• области применения информационно-аналитических систем. 
Содержание. Информационно-аналитические системы. Классификация информационно-аналитических систем. Функции и области применения информационно-аналитических систем. 
Методические рекомендации: Данный урок является теоретическим и направлен на ознакомление с понятием информационно-аналитические системы, их назначением и применением, видами и классификацией. Учебное занятие должно начинаться с актуальной проблемой анализа большого количества информации в современном мире. Использование компьютерной презентации рекомендуется для наглядности и более результативного урока. Презентация соответствует содержанию и структуре урока. В конце занятия проводится проверка усвоения нового учебного материала. 
Контрольные вопросы: 
1. Что такое информационно-аналитическая система? 
2. Перечислите классификацию информационно-аналитических систем. 
3. Каковы функции информационно-аналитических систем?
4. Какие функции выполняет хранилище данных? OLAP? Data mining? 
5. Приведите примеры применения информационно-аналитических систем. 
Урок 2. Архитектура информационно-аналитической системы. 
Тип урока: Комбинированный урок. 
Цель: изучение архитектуры информационно-аналитической системы, получение навыков работы с базой данных «Современные коммуникационные средства». 
Задачи: 
1. Изучить инструменты обработки, объединения и анализа данных; 
2. Изучить архитектуру информационно-аналитической системы в обобщенном виде; 
3. Изучить уровни архитектуры информационно-аналитической системы. 
Планируемые результаты обучения. 
Учащиеся должны: 
Знать: 
• Инструменты обработки, объединения и анализа данных; 
• Архитектуру информационно-аналитической системы в обобщенном виде; 
• Уровни архитектуры информационно-аналитической системы. 
Содержание. Инструменты обработки, объединения и анализа данных. Архитектура информационно-аналитической системы в обобщенном виде. Уровни архитектуры информационно-аналитической системы: сбор и первичная обработка данных; извлечение, преобразование и загрузка данных; складирование данных; представление данных в витринах данных; анализ данных; Web-портал. 
Методические рекомендации: Данный урок является комбинированным и направлен на ознакомление с инструментами обработки, объединения и анализа данных, с уровнями архитектуры информационно-аналитической системы, с архитектурой информационно-аналитической системы в обобщенном виде. Учебное занятие должно начинаться с задач информационно-аналитической системы, а также с присутствием у информационно-аналитической системы большого количества источников данных. Использование компьютерной презентации рекомендуется для наглядности и более результативного урока. Презентация соответствует содержанию и структуре урока. Рассматривается база данных «Современные коммуникационные средства». В конце занятия проводится проверка усвоения нового учебного материала. 
Контрольные вопросы: 
1. Перечислите инструменты обработки, объединения и анализа данных. 
2. Перечислите уровни архитектуры информационно-аналитической системы; 
3. Опишите кратко каждый из уровней архитектуры информационно-аналитической системы. 
Урок 3. Понятие баз данных. История. Классификация. Сверхбольшие базы данных. 
Тип урока: Урок усвоения новых знаний. 
Цель: Изучение общих сведений по базам данных. 
Задачи: 
1. Повторить понятие «база данных». 
2. Дать представление о назначении баз данных, их применении. 
3. Дать представление об истории развития баз данных. 
4. Изучить классификацию баз данных. 
5. Дать представление о сверхбольших базах данных; 
6. Дать представление о языке SQL. 
7. Дать представление о назначении СУБД. Планируемые результаты обучения. 
Учащиеся должны: 
Знать: 
• понятие «база данных»; 
• основные этапы развития баз данных; 
• примеры использования баз данных; 
• классификацию баз данных; 
• понятие «сверхбольшая база данных». 
Понимать: 
• назначение баз данных; 
• назначение языка SQL. 
Содержание. База данных. Знакомство с языком SQL. Назначение СУБД. История развития баз данных. Классификация баз данных: по модели данных, по среде постоянного хранения, по содержимому, по степени распределенности. Примеры использования баз данных. Сверхбольшие базы данных. 
Методические рекомендации: Данный урок является теоретическим и направлен на ознакомление с понятием баз данных, их назначением, историей развития, а также применением в современном мире. Учебное занятие должно начинаться с примеров упорядоченных данных, которые связаны с жизнью учащихся, жизнью каждого современного человека. Затем необходимо перейти от общего к частному (т.е. от примеров к теме занятия). Использование компьютерной презентации рекомендуется для наглядности и более результативного урока. Презентация соответствует содержанию и структуре урока. В конце занятия проводится проверка усвоения нового учебного материала. 
Контрольные вопросы: 
1. Что такое база данных? 
2. Какова структура база данных? 
3. Каковы основные этапы развития баз данных? 
4. Перечислите классификацию баз данных по критериям, приведите примеры. 
5. Приведите примеры баз данных. 
6. Для чего нужен язык SQL? 
7. Что такое сверхбольшие базы данных? Их назначение? 
Урок 4. Понятие и задачи проектирования базы данных. Этапы проектирования. 
Тип урока: Комбинированный урок. 
Цель: Изучение основных сведений о проектировании базы данных. 
Задачи: 
1. Изучить понятие «проектирование баз данных»; 
2. Изучить задачи проектирования баз данных; 
3. Дать представление об основных этапах проектирования; 
4. Изучить уровни представления данных на каждом этапе проектирования. 
Планируемые результаты обучения. 
Учащиеся должны: 
Знать: 
• понятие «проектирование баз данных»; 
• задачи проектирования баз данных; 
• основные этапы проектирования баз данных; 
• уровни представления данных на каждом этапе проектирования. 
Содержание. Определение понятия «проектирование баз данных». Задачи проектирования баз данных. Основные этапы проектирования баз данных. Уровни представления данных на каждом этапе проектирования. 
Методические рекомендации: Данный урок является теоретическим и направлен на ознакомление с понятием проектирование баз данных, основными задачами и этапами проектирования баз данных, с уровнями представления данных на каждом этапе проектирования. Учебное занятие должно начинаться понятия «предметная область», далее переходя к модели ANSI/SPARC (данные, используемые для описания предметной области, представленные в виде трехуровневой схемы). Использование компьютерной презентации рекомендуется для наглядности и более результативного урока. Презентация соответствует содержанию и структуре урока. Учитель на практической части занятия должен напомнить учащимся о базе данных, с которой они работали на втором занятии. На практическом занятии учащиеся отбирают необходимый материал для будущей базы данных с web-сайта о современной технике. В конце занятия проводится проверка усвоения нового учебного материала. 
Контрольные вопросы: 
1. Что такое проектирование баз данных? 
2. Каковы задачи проектирования баз данных? 
3. Перечислите и кратко опишите основные этапы проектирования баз данных. 
4. Перечислите уровни представления данных на каждом этапе проектирования. 
Урок 5,6. Концептуальное проектирование. 
Тип урока: Комбинированный урок. 
Цель: получение новых знаний по концептуальному проектированию. 
Задачи: 
1. Изучить понятие «концептуальная схема»; 
2. Изучить понятия реляционная модель данных; 
3. Изучить понятие «ER-модель данных»; 
4. Изучить основные преимущества ER-моделей; 
5. Изучить основные элементы ER-моделей; 
6. Изучить понятие «сущность (класс объектов)»; 
7. Изучить понятия атрибут, ключевой атрибут; 
8. Изучить связи (отношения) между сущностями; 
9. Дать представление об истории создания модели «сущность-связь»; 
10. Изучить теорию нормализации; 
11. Рассмотреть инструменты для создания ER-моделей. 
Планируемые результаты обучения. 
Учащиеся должны: 
Знать: 
• понятие «концептуальная схема», «ER-модель данных», «сущность»; 
• основные преимущества ER-моделей; 
• основные элементы ER-моделей; 
• типы связей между сущностями; 
• историю создания модели «сущность-связь» 
• теорию нормализации; 
• понятия атрибут, ключевой атрибут; 
• понятие реляционная модель данных; 
Иметь представление об инструментах для создания ER-моделей. 
Содержание. Концептуальная схема. Реляционная модель данных. Атрибут. Ключевой атрибут. Понятие сущность. Связи между сущностями. ER-модель данных. ER-диаграмма. История создания модели сущность-связь. Инструменты создания ER-моделей. 
Методические рекомендации: Данный урок является теоретическим и направлен на изучение понятия концептуального проектирования. Учебное занятие должно начинаться с повторения прошлой темы, а именно с основных этапов проектирования. Использование компьютерной презентации рекомендуется для наглядности и более результативного урока. Презентация соответствует содержанию и структуре урока. Учащиеся во второй половине занятия, опираясь на результаты предыдущей практической работы, проектируют у себя в тетрадях базу данных «Современные коммуникационные средства», используя знания, приобретенные на первой половине занятий. В конце занятия проводится проверка усвоения нового учебного материала. 
Контрольные вопросы: 
1. Что такое концептуальная схема? 
2. Что такое ER-модель данных? Что такое сущность? 
3. Перечислите преимущества ER-моделей. 
4. Перечислите основные элементы ER-моделей. 
5. Перечислите типы связей между сущностями. 
Урок 7. Возможности Microsoft Access. 
Тип урока: Комбинированный урок. 
Цель: получение и закрепление новых знаний и умений. 
Задачи: 
1. Дать представление о спектре функций Microsoft Access; 
2. Изучить состав программного продукта; 
3. Изучить взаимодействие с другими СУБД; 
4. Изучить сохранение в Microsoft Access; 
5. Изучить уход за базой данных; 
6. Дать представления о версиях Microsoft Access; 
7. Изучить пункты основного меню; 
8. Изучить типы данных. 
Планируемые результаты обучения. 
Учащиеся должны: 
Знать: 
• Функции Microsoft Access; 
• Состав Microsoft Access; 
• Взаимодействие MA с другими СУБД; 
• Сохранение в Microsoft Access; 
• Пункты основного меню: их назначение; 
• Типы данных. Иметь представление об уходе за базой данных, о версиях Microsoft Access. 
Содержание. Microsoft Access: понятие, функции. Состав Microsoft Access. Работа с основным меню. Сохранение в Microsoft Access. Уход за базой данных. Версии Microsoft Access. Типы данных. 
Методические рекомендации: Данный урок является комбинированным и направлен на изучение Microsoft Access. Учебное занятие должно начинаться с упоминания о практическом задании прошлого урока. Использование компьютерной презентации рекомендуется для наглядности и более результативного урока. Презентация соответствует содержанию и структуре урока. Учащиеся во второй половине занятия, опираясь на результаты предыдущей практической работы, а именно на спроектированную у себя в тетрадях базу данных «Современные коммуникационные средства», создают таблицы средствами Microsoft Access. Учащиеся работают с мастером подстановок, рассматривают различные типы данных. Необходимо использование лабораторной работы. В конце занятия проводится проверка усвоения нового учебного материала. 
Контрольные вопросы: 
 1. Каковы функции Microsoft Access? 
2. Каков состав программного продукта? 
3. Взаимодействуют ли Microsoft Access с другими СУБД? 
4. Для чего нужен уход за базой данных? 
5. Какие существуют типы данных? 
Урок 8. Проектирование форм и работа с ними в Microsoft Access. 
Тип урока: Комбинированный урок. 
Цель: получение и закрепление новых знаний и умений. 
Задачи: 
1. Изучить правила заполнения таблиц; 
2. Изучить методы перемещения по таблице; 
3. Изучить понятие форма в БД; 
4. Изучить назначение формы; 
5. Изучить способы создания формы; 
6. Изучить алгоритм создания формы; 
7. Изучить создание формы с помощью мастера. 
8. Научить создавать формы. 
Планируемые результаты обучения. 
Учащиеся должны: 
Знать: 
• Понятие формы в БД; 
• Назначение формы; 
• Алгоритм создания формы; 
Уметь: 
• Перемещаться по таблице в Microsoft Access; 
• Создавать формы с помощью мастера; 
• Заполнять таблицы; 
• Создавать формы. 
Содержание. Правила заполнения таблиц в Microsoft Access. Методы перемещения по таблице. Форма в БД. Способы создания формы. Алгоритм создания формы. Создание формы с помощью мастера. 
Методические рекомендации: Данный урок является комбинированным и направлен на изучение форм в Microsoft Access. Учебное занятие должно начинаться с упоминания о практическом задании прошлого урока. Использование компьютерной презентации рекомендуется для наглядности и более результативного урока. Презентация соответствует содержанию и структуре урока. Учащиеся во второй половине занятия выполняют практическую работу: заполняют таблицы данными, используя форму. Рекомендуется использование лабораторной работы. В конце занятия проводится проверка усвоения нового учебного материала. 
Контрольные вопросы: 
1. Что такое форма БД? 
2. Каково назначение форм в БД? 
3. Каков алгоритм создания формы? 
4. С помощью чего можно перемещаться по таблице? 
5. Как правильно заполнять таблицу? 
6. Как создать форму в Microsoft Access? А как создать с помощью мастера? 
Урок 9,10. Составление запросов в Microsoft Access. 
Тип урока: Комбинированный урок. 
Цель: получение и закрепление новых знаний и умений. 
Задачи: 
1. Изучить назначение запросов; 
2. Изучить типы запросов; 
3. Изучить способы создания запросов; 
4. Повторить назначение языка SQL; 
5. Изучить операторы запросов; 
6. Изучить синтаксис языка SQL; 
7. Научить составлять запросы. 
Планируемые результаты обучения. 
Учащиеся должны:
Знать: 
• Назначение запросов;
• Типы запросов; 
• Синтаксис языка SQL; 
• Операторы запросов. 
Уметь: 
• Создавать запросы с помощью конструктора запросов; 
• Уметь создавать SQL запрос. 
Содержание. Назначение запросов. Типы запросов. Способы создания запросов. Назначение языка SQL. Операторы запросов. Синтаксис языка SQL. 
Методические рекомендации: Данный урок является комбинированным и направлен на составление запросов в Microsoft Access. Использование компьютерной презентации рекомендуется для наглядности и более результативного урока. Презентация соответствует содержанию и структуре урока. Учащиеся во второй половине занятия выполняют практическую работу: составляют запрос с помощью конструктора, пишут SQL запрос. Рекомендуется использование лабораторной работы. В конце занятия проводится проверка усвоения нового учебного материала. 
Контрольные вопросы: 
1. Для чего нужны запросы? 
2. Какие существуют типы запросов? 
3. С помощью чего можно создать запрос? 
4. Как составить SQL запрос? 
5. Для чего использует операторы SELECT, INSERT, UPDATE, DELETE? 
Урок 11. Составление отчетов в Microsoft Access. 
Тип урока: Комбинированный урок. 
Цель: получение и закрепление новых знаний и умений. 
Задачи: 
1. Дать определение «отчет»; 
2. Изучить назначение отчетов; 
3. Изучить структуру отчетов в режиме Конструктора; 
4. Изучить способы создания отчетов; 
5. Научить создавать отчеты. 
Планируемые результаты обучения. 
Учащиеся должны: 
Знать: 
• Назначение отчетов; 
• Структуру отчетов в режиме Конструктор; 
Уметь: 
• Создавать отчеты. 
Содержание. Отчет. Назначение отчетов. Структура отчета в Конструкторе. Способы создания отчетов. 
Методические рекомендации: Данный урок является комбинированным и направлен на создание отчетов в Microsoft Access. Использование компьютерной презентации рекомендуется для наглядности и более результативного урока. Презентация соответствует содержанию и структуре урока. Учащиеся во второй половине занятия выполняют практическую работу: создают отчеты по созданным таблицам (полученные в результате выполнения запроса на прошлом занятии). Рекомендуется использование лабораторной работы. В конце занятия проводится проверка усвоения нового учебного материала. 
Контрольные вопросы: 
1. Для чего предназначены отчеты? 
2. Что можно сделать с отчетами? 
3. Как создавать отчеты? 
Урок 12. Работа с формой и макросами в Microsoft Access. 
Тип урока: Комбинированный урок. 
Цель: получение и закрепление новых знаний и умений. 
Задачи: 
1. Изучить понятие макрос; 
2. Изучить общие сведения о макросах: имена, аргументы; 
3. Изучить функции построителя макросов; 
4. Изучить макрокоманды. 
5. Научить создавать макросы. 
Планируемые результаты обучения. 
Учащиеся должны: 
Знать: 
• Назначение макросов; 
• Макрокоманды; 
• Общие сведения о макросах: имена, аргументы. 
Уметь: 
• Создавать макросы. 
Содержание. Макросы. Назначение макросов. Основные сведения о макросах. Способы создания макросов. Макрокоманды. 
Методические рекомендации: Данный урок является комбинированным и направлен на создание макросов в Microsoft Access. Использование компьютерной презентации рекомендуется для наглядности и более результативного урока. Презентация соответствует содержанию и структуре урока. Учащиеся во второй половине занятия выполняют практическую работу: создают макросы для базы данных «Современные коммуникационные средства». Рекомендуется использование лабораторной работы. В конце занятия проводится проверка усвоения нового учебного материала. 
Контрольные вопросы
1. Что такое макрос? 
2. Каково назначение макроса? 
3. Какие существуют макрокоманды? 
Урок 13. Защита проекта. 
Тип урока: Урок проверки и коррекции знаний, навыков и умений.
Цель: Проверить полученные практические навыки по всему курсу пройденного материала на примере собственного проекта. 
Задачи: 
1. Закрепить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Создание информационно-аналитической системы средствами Microsoft Access». 
Содержание: Защита итоговых проектов. 
Методические рекомендации: На данном уроке ученики защищают проекты. На выступление отводится 6-8. Каждый учащийся должен ответить на вопросы созданному им проекту. Оценивание знаний умений и практических навыков учеников обязательно. 
Урок 14. Знакомство с программным продуктом «Контур Стандарт». 
Тип урока: Урок усвоения новых знаний. 
Цель: познакомить с программным продуктом «Контур Стандарт». 
Задачи: 
1. Изучить назначение программного продукта «Контур Стандарт» 
2. Изучить принципы работы системы «Контур Стандарт» 
3. Изучить базовые понятия 
4. Изучить базовый алгоритм работы с системой «Контур Стандарт» 
Содержание: Назначение «Контур Стандарт». Принципы работы системы «Контур Стандарт». Редакции системы «Контур стандарт». Базовые понятия. Базовый алгоритм работы с системой Контур Стандарт»ю
Методические рекомендации: Данный урок является теоретическим и направлен на ознакомление программным продуктом «Контур Стандарт»: его назначением, принципом работы. Учебное занятие должно начинаться с напоминания учащимся, что с помощью различных программных продуктов можно работать с информационно-аналитическими системами. Использование компьютерной презентации рекомендуется для наглядности и более результативного урока. Презентация соответствует содержанию и структуре урока. В конце занятия проводится проверка усвоения нового учебного материала. 
Контрольные вопросы: 
1. Каково назначение системы «Контур стандарт»? 
2. Каковы принципы работы системы «Контур Стандарт»? 
3. Перечислите базовый алгоритм работы с системой «Контур Стандарт». 
Урок 15,16. Создание OLAP-приложения в «Контур Стандарт» 
Тип урока: Урок получения практических навыков. 
Цель: научить создавать OLAP-приложения в «Контур Стандарт» 
Задачи: 
1. Научить создавать файлы OLAP-приложения; 
2. Научить описывать источники данных; 
3. Научить строить запрос к источникам данных; 
4. Научить создавать пользовательские отчеты. 
Содержание: Создание файла OLAP-приложения. Описание источников данных. Построение запроса к источникам данных. Создание пользовательских отчетов: OLAP-отчет из базы данных, таблица, кластерный анализ, тренд (отчет изменений). 
Методические рекомендации: Данный урок является практическим и направлен на получение практических навыков работы в среде «Контур Стандарт». Учителю в начале урока необходимо ознакомить учащихся с интерфейсом программы, затем перейти на лабораторную работу. Использование лабораторной работы необходимо. В ходе лабораторной работы учитель должен помогать учащимся при возникших трудностях. 
Контрольные вопросы: 
1. Как создавать файлы OLAP-приложения? 
2. Каким способом описывают источники данных в «Контур Стандарт»? 
3. Как построить запрос к источникам данных в «Контур Стандарт»? 
Урок 17. Работа с отчетами системы «Контур Стандарт». 
Цель: научить работать с отчетами в системе «Контур Стандарт» 
Задачи
1. Научить работать с OLAP-таблицей; 
2. Научить работать с диаграммой; 
3. Научить работать с интерфейсом кластерного анализа; 
4. Научить работать с трендом. 
Содержание: Работа с OLAP-таблицей: представление данных в таблице. Работа с диаграммой: управление вида диаграммы. Кластерный анализ: механизмы фильтрации и графический интерфейс. Тренд: изменение показателей во времени и динамика этих изменений. 
Методические рекомендации: Данный урок является практическим и направлен на получение практических навыков работы с отчетами в системе «Контур Стандарт». Использование лабораторной работы необходимо. В ходе лабораторной работы учитель должен помогать учащимся при возникших трудностях. Учителю в конце урока необходимо подвести итог по элективному курсу. 
Контрольные вопросы: 
1. Как создавать файлы OLAP-приложения? 
2. Каким способом описывают источники данных в «Контур Стандарт»? 
3. Как построить запрос к источникам данных в «Контур Стандарт»?
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025 Бесплатный конструктор сайтовuCoz