Пояснительная записка
Базовый уровень
формирует у учащихся необходимые знания для проектирования баз данных. Ученики
имеют представление, как создаются базы данных, но, сталкиваясь на практике с
другим видом баз данных, возникают проблемы. Разработанный элективный курс
поможет разобраться в особенностях проектирования баз данных для аналитических
систем, в свойствах, которыми база данных должна обладать.
Учебный курс
«Разработка баз данных для информационно-аналитических систем» предназначен для
изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным
(обязательным для посещения курсом по
выбору учащегося), ориентированным на изучение в классах
информационно-технологического профиля. Курс рассчитан на 17 часов, которые
проводятся в течение учебного времени по 1 часу в неделю.
В ходе изучения курса
будут расширены и углублены знания учащихся, приобретенные на базовом уровне
изучения материала. В
данном случае предполагается углубление изучение разделов «Базы данных»
примерной программы обучения информатике.
Данный курс
способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления и
познавательных интересов школьников.
Изучение предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как:
правильное составление программ, моделирование, прогнозирование, организация
собственной деятельности.
Цель курса: познакомить
с особенностями баз данных для использования аналитических систем и дать основы
их разработки на основе системы управления MS Access.
Задачи курса:
· раскрыть
сущность понятий: система, аналитическая система, информационно-аналитическая
система;
· сформировать
навыки использования полученных знаний об аналитических системах при
проектировании баз данных;
· научить создавать
информационно-аналитические системы на основе многотабличной базы данных;
· научить работать
с информационно-аналитическими системами на основе баз данных;
· научить
создавать экранные формы для редактирования табличных данных средствами языка SQL;
· научить создавать
макросы для анализа данных;
· научить
создавать SQL запросы для обработки информации из таблиц;
· научить
создавать отчеты для анализа и вывода на печать табличных данных;
· научить
работать с системой «Контур Стандарт».
Для изучения курса «Разработка баз
данных для информационно-аналитических систем» ученики должны знать:
· назначение и
основы работы с приложением Microsoft Access
из пакета Microsoft Office;
· понятие «база
данных».
Уметь:
· Работать с приложением
Microsoft Access.
По окончании данного
курса учащиеся должны знать/понимать:
· понятие системы,
аналитическая система, информационно-аналитическая система;
· историю и
классификацию баз данных;
· понятие
«сверхбольшие базы данных» и их назначение;
· назначение и
состав ИАС;
· основные
области применения ИАС;
· основные
принципы функционирования ИАС;
· основные
возможности современных компьютерных технологий для проектирования и построения
ИАС;
· применение
реляционной организации данных;
· формулировки
основных понятий реляционных баз данных: отношение, атрибут, ключи и индексы;
· дополнительные
возможности Microsoft Access;
· основные
принципы реализации спроектированных баз данных в СУБД MS Access;
· синтаксис языка
SQL;
· базовые понятия
OLAP-приложения.
Должны уметь:
· использовать
стандартные приемы проектирования баз данных при решении учебной задачи;
· применять
полученные теоретические знания к решению задач;
· использовать
полученные знания об информационно-аналитических системах при проектировании многотабличной
базы данных;
· работать с
информационно-аналитической системой на основе баз данных;
· создавать экранные
формы для редактирования табличных данных с помощью языка SQL;
· создавать макросы
для анализа данных;
· создавать SQL-запросы для обработки
информации из таблиц;
· создавать
отчеты для анализа и вывода на печать табличных данных;
· разрабатывать
базы данных для информационно-аналитических систем;
· создавать в
системе «Контур Стандарт» OLAP-приложения,
описывать источники данных, создавать запросы и отчеты.
В
процессе выполнения проекта формируется:
· умение
правильно организовать свое время для достижения целей на урок;
· умение
систематизировать и применять знания для получения результата в виде итогового
проекта;
· умение выступать
публично (защита своих проектов перед классом).